Перевозка взрывчатых материалов

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

3.1.1. К взрывчатым материалам (далее - ВМ) относятся взрывчатые вещества, способные к химическому превращению при внешних механических, электрических, термических и других воздействиях, пиротехнические вещества и составы, изделия, содержащие одно или несколько взрывчатых или пиротехнических веществ.

3.1.2. К перевозке по железным дорогам допускаются только те взрывчатые материалы, которые поименованы в Перечне (см. Приложение 10, табл. П.10.1, П.10.2).

3.1.3. Изменения и дополнения в Правила и Перечень вносятся на рассмотрение Совета по железнодорожному транспорту установленным железнодорожной администрацией порядком по представлениям министерств, ведомств - разработчиков или изготовителей продукции, согласованным с министерством обороны, министерством внутренних дел, службой безопасности своей страны.

Представления должны содержать: характеристики опасных свойств новых ВМ (Приложение 14), проекты аварийных карточек, проекты изменений и дополнений в Правила и Перечень, необходимые обоснования с приложением актов испытаний и нормативно-технической документации, а также другие сведения о требуемых условиях перевозок и мерах безопасности.

3.1.4. Конкретному ВМ разработчик присваивает наименование и номер в соответствии с Рекомендациями по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета ООН (далее Рекомендациями ООН) и, по согласованию с железнодорожными администрациями, условный номер ВМ, указываемые в нормативной документации на взрывчатые материалы (стандартах, технических условиях на ВМ).

Определение соответствия наименования, номера ООН и условного номера ВМ, предъявляемого к перевозке, производится грузоотправителем и железной дорогой не проверяется.

3.1.5. На каждый ВМ или группу ВМ министерство (ведомство) - разработчик разрабатывает аварийные карточки, в которых указывает свойства ВМ, их пожаро- и взрывоопасность, опасность для жизни людей, конкретные меры безопасности и предосторожности, действия при возникновении аварийной ситуации и порядок ликвидации ее последствий.

Аварийные карточки на взрывчатые материалы утверждаются министерством (ведомствами) - изготовителем (грузоотправителем), согласовываются с компетентными органами и железнодорожной администрацией страны отправления и публикуются в Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам в установленном Советом по железнодорожному транспорту порядке.

Каждой аварийной карточке на взрывчатые материалы присваивается номер, который указан в табл. П.10.1 и П.10.2.

Форма аварийной карточки указана в Приложении 13.

Включение новых ВМ в Перечень и предъявление их к перевозке без разработанных и утвержденных аварийных карточек не допускается.

3.1.6. Перевозка ВМ по железным дорогам производится в специализированных вагонах и контейнерах, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям), или арендованных ими, а также в вагонах парка железных дорог согласно Приложению 10.

3.1.7. Род подвижного состава, в котором допускается перевозка ВМ, указан в табл. П.10.1 и П.10.2. В случаях, предусмотренных в Приложении 10, для перевозок отдельных ВМ должны использоваться только вагоны специальной конструкции и окраски.

3.1.8. На открытом подвижном составе ВМ могут транспортироваться в случае, если возможность такой перевозки предусмотрена технической документацией на продукцию и Приложением 10.

Грузоотправитель имеет право использовать для перевозки крытые вагоны вместо открытого подвижного состава при условии обязательной разработки и согласования в установленном порядке способа размещения и крепления ВМ в крытом вагоне.

3.1.9. Специализированные вагоны, принадлежащие предприятиям, организациям, учреждениям и предназначенные для перевозки ВМ, размещения специалистов и охраны, допускаются к обращению по железнодорожным путям, входящим в общую сеть железных дорог, в соответствии с Инструкцией "О порядке курсирования по железнодорожным путям общего пользования вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям министерств и ведомств".

Вагоны должны иметь специальное оборудование для крепления грузов в соответствии с разработанными грузоотправителями требованиями. Перевозка в этих вагонах каких-либо попутных грузов запрещается. Возврат таких вагонов в порожнем состоянии осуществляется по полным перевозочным документам с опломбированными грузоотправителем дверями и закрутками на дверях и
люках.

Конструкция и параметры специализированных контейнеров для перевозки ВМ должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на определенную продукцию, согласованных в установленном порядке.

Пригодность контейнеров к перевозке конкретного ВМ как в техническом, так и в коммерческом отношении определяется грузоотправителем. Ответственность за техническое состояние специализированных контейнеров несет владелец этих контейнеров.

3.1.10. Перевозка ВМ в специализированных контейнерах осуществляется с погрузкой контейнеров в вагон только полными комплектами. Такие контейнеры при перевозке на открытом подвижном составе должны иметь внутренний объем не менее 5 куб. м.

Взрывчатые материалы в специализированных контейнерах, тип и параметры которых не соответствуют типу и параметрам универсальных контейнеров железных дорог, для обеспечения безопасности могут предъявляться к перевозке на открытом подвижном составе лишь в сопровождении специалистов или охраны грузоотправителя.

3.1.11. Взрывчатые материалы могут транспортироваться по железным дорогам в грузовых поездах или, в соответствии с предписаниями параграфов 3.6, 3.7 и Приложения 10, специальными поездами.

3.1.12. Возможность совместной перевозки в одном вагоне или в разных контейнерах, загруженных в один вагон, различных ВМ определяется отправителем в соответствии с Приложением 1 и указана в табл. П.10.1 и П.10.2. Совместная перевозка в одном контейнере ВМ с разными условными номерами, кроме ВМ, входящих в комплект, не допускается.

Запрещается совместная перевозка ВМ в одном вагоне или в разных контейнерах, загруженных в один вагон, со следующими грузами: с опасными грузами других классов; со всеми неопасными жидкими грузами, смазками, нефтепродуктами, независимо от упаковки.

3.1.13. Разрешается перевозка мелких партий ВМ от одного грузоотправителя нескольким грузополучателям с частичной выгрузкой и догрузкой в пути следования. Такая перевозка должна производиться с соблюдением следующих условий:
а) в один вагон могут быть загружены взрывчатые материалы назначением на одну и более железных дорог, если станции назначения грузов расположены в попутном направлении. Догрузка такого вагона в пути следования может осуществляться лишь в местах выгрузки партий ВМ только назначением на те станции, на которые следуют оставшиеся в вагоне ВМ и только грузами, совместимыми с перевозимыми ВМ;
б) при погрузке грузоотправитель обязан разместить взрывчатые материалы в таком порядке, чтобы была обеспечена равномерная загрузка вагона на всем пути следования. При этом междверное пространство загружается партиями, которые должны быть выгружены в первую очередь;
в) взрывчатые материалы в вагоне должны быть уложены и закреплены так, чтобы имелась возможность проверки маркировки и количества мест каждой партии без перекладки грузовых мест, а выгрузка каждой партии могла производиться без перемещения других партий и без нарушения их крепления в вагоне;
г) погрузка, выгрузка и догрузка ВМ должны производиться только на подъездных путях, принадлежащих или арендуемых грузополучателем, кроме случаев, указанных в п.3.5.2;
д) мелкие партии ВМ, перевозимые таким способом, должны сопровождаться и охраняться на всем пути следования специалистами - раздатчиками грузоотправителя, на которых возлагается обязанность непосредственно выдавать (принимать) ВМ грузополучателям (грузоотправителям). После частичной выгрузки (погрузки) вагон пломбируется указанными специалистами, для чего грузоотправитель обязан снабдить их устройствами для пломбирования (пломбами, запорно-пломбировочными устройствами,
тисками, съемниками и т.п.).

3.1.14. Перевозка ВМ в прямом смешанном железнодорожно-водном, в прямом железнодорожном сообщении с участием линий узкой колеи, в прямом международном железнодорожном сообщении на экспорт (кроме грузов, поименованных в табл. П.10.1), а также в универсальных контейнерах парка железных дорог, мелкими отправками в вагонах (за исключением случаев перевозки мелких партий, упомянутых в п. 3.1.13) не допускается.

3.1.15. Перечень станций строящихся линий железных дорог, открытых для приема и выдачи ВМ, до сдачи этих линий в постоянную эксплуатацию определяется и объявляется организацией, осуществляющей строительство, в порядке, установленном Правилами перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по строящимся железным дорогам.

3.1.16. Взрывчатые материалы должны загружаться в железнодорожный подвижной состав, специализированные контейнеры грузоотправителя (грузополучателя) не более их грузоподъемности со строгим соблюдением технических норм их загрузки, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке.

Схемы размещения и крепления ВМ в крытых вагонах, контейнерах, в том числе специализированных, а также контейнеров на подвижном составе разрабатываются грузоотправителями и утверждаются министерствами и ведомствами - грузоотправителями.

Эти схемы должны соответствовать требованиям главы 1 раздела I и раздела III Технических условий погрузки и крепления грузов. При необходимости железная дорога может потребовать их предъявления.

3.1.17. Руководители предприятий, учреждений, организаций грузоотправителей (грузополучателей) обязаны систематически инструктировать работников, причастных к21 перевозкам ВМ по кругу их обязанностей, и контролировать выполнение ими настоящих Правил. Периодичность инструктажа устанавливается руководителем предприятия.

3.1.18. Начальники военных сообщений на дорогах и военные коменданты железнодорожных участков и станций должны осуществлять постоянный контроль за ходом выполнения перевозок ВМ Министерства обороны (МО), а начальники отделов (отделений) спецперевозок Министерства внутренних дел (МВД) на железных дорогах (далее - ОСП МВД) - перевозок ВМ МВД и службы безопасности.

Контроль за перевозками грузов других министерств, ведомств, организаций, охраняемых караулами внутренних войск, осуществляют ОСП МВД и военные комендатуры внутренних войск МВД.

Должностные лица органов железнодорожного транспорта обязаны своевременно представлять им необходимую информацию.

3.1.19. Начальники отделений дорог, главные ревизоры по безопасности движения поездов, начальники служб (отделов) перевозок, грузового, локомотивного и вагонного хозяйств отделений дорог, локомотивных и вагонных депо, отрядов (отделов) и подразделений военизированной охраны железных дорог обязаны систематически инструктировать соответствующих работников железных дорог, связанных с перевозками ВМ по кругу их обязанностей, и контролировать выполнение ими настоящих Правил.

3.1.20. Грузоотправители, грузополучатели и железные дороги несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и Уставом железных дорог в части, относящейся к их компетенции, за выполнение требований настоящих Правил и за последствия, вызванные невыполнением или ненадлежащим выполнением настоящих Правил.

3.1.21. Перевозка ВМ с использованием паромных переправ производится в соответствии с нормативными документами соответствующего железнодорожно-паромного сообщения и настоящими Правилами.

3.1.22. Упаковка ВМ и режимы ее испытаний, имитирующих воздействие транспортных факторов, устанавливаются на основе требований государственных, отраслевых стандартов и технических условий на упаковку, согласованных с железнодорожной администрацией страны отправления.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

3.2.1. До предъявления к перевозке грузоотправитель обязан убедиться в том, что взрывчатые материалы (ВМ) соответствует стандарту или техническим условиям на него.

Упаковка взрывоопасных материалов должна быть прочной, исправной, соответствовать стандарту или техническим условиям, обеспечивать их сохранность.

Этим же требованиям должны отвечать транспортные пакеты, сформированные из отдельных грузовых мест.

Находящиеся в таре ВМ должны быть уложены и закреплены в соответствии с требованиями ГОСТ, ОСТ и ТУ, чтобы исключалось их перемещение внутри упаковки, а грузовых мест - в транспортном пакете.

При подготовке к отправлению ВМ запрещается соединять в одном грузовом месте (таре), а также в транспортном пакете ВМ разных наименований, кроме случаев перевозки их в комплекте.

Запрещается совместная упаковка таких ВМ с каким-либо другим грузом, в том числе и неопасным.

Метод упаковки для конкретного ВМ указан в табл. П.10.1 и П.10.2, и он должен соответствовать требованиям Приложения 11.

3.2.2. Каждая грузовая единица маркируется, согласно нормативно-технической документации на конкретный вид ВМ, транспортной маркировкой по ГОСТ 14192-77, а также должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности (далее - транспортную опасность) ВМ.

Маркировка, характеризующая транспортную опасность, наносится в соответствии с ГОСТ 19433-88 на упаковку, транспортный пакет, а также на контейнер или железнодорожное транспортное средство. Для грузов, перечисленных в табл. П.10.2, она должна содержать (рис. 1, а) <*>: 
знак опасности, основной и дополнительный;
условный номер.

Для ВМ, поименованных в табл. П.10.1, указанная маркировка должна содержать (рис. 1, б) <*>:
знак опасности;
транспортное наименование груза;
номер ООН.

При экспортной отправке ВМ маркировка должна производиться согласно заказу - наряду, выдаваемому внешнеторговой организацией, или условиям контракта, ГОСТ 19433-88 и настоящим Правилам и должна соответствовать требованиям нормативных документов соответствующего сообщения.

Допускается не наносить маркировку, характеризующую транспортную опасность ВМ, на транспортный пакет, если на его боковой и торцевой поверхностях четко видна маркировка, нанесенная на упаковку.

Тара, средства пакетирования или транспортные средства из-под ВМ должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность этого ВМ.

Допускается маркировку, характеризующую транспортную опасность ВМ, наносить на крышку упаковки, если она не размещается на боковой и торцевой стенках. В этом случае в междверном проеме вагона вывешивается таблица с маркировкой, характеризующей транспортную опасность перевозимого ВМ.

На решетчатой цилиндрической таре указанную выше маркировку наносят на свободную от маркировки торцевую поверхность.

При транспортировании ВМ, упакованных в футляры, установленные на поддоны, знак опасности и условный номер наносят на футляры, а манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 - на поддоны.

3.2.3. Знаки опасности в зависимости от подклассов ВМ выполняются в соответствии с рис.2 (см. также рис.П.6.1 и П.6.2). Цвет фона указанных знаков опасности - оранжевый.

Высота цифр 1.4, 1.5, 1.6 составляет 30 мм, толщина - 5 мм. Надпись "Взрывается" при международных перевозках наносится на английском, французском или испанском языке.

маркировка опасного груза

Рис. 2. Знаки опасности для взрывчатых материалов:
а - подклассов 1.1 - 1.3; б - подкласса 1.4; в - подкласса 1.5; г - подкласса 1.6;
* - место нанесения класса;
** - место нанесения подкласса и группы совместимости;
*** - место нанесения группы совместимости;
┌─────┐ - место нанесения номера аварийной карточки.
└─────┘
______________________________
<*> Рисунки не приводятся - прим.ред.

Знаки опасности должны иметь форму квадрата, поставленного на угол. Размер стороны квадрата должен составлять для знаков опасности, наносимых на упаковку и (или) транспортный пакет - не менее 100 мм (допускается уменьшать размер стороны квадрата до 50 мм, если не позволяют габаритные размеры упаковки, а вместо надписи "Взрывается" допускается сокращенная надпись "Взрыв"), а на контейнер, железнодорожное транспортное средство - не менее 250 мм.

Рамка, наносимая черным цветом, должна располагаться на расстоянии 5 мм от кромки знака, наносимого на упаковку и (или) транспортный пакет, и 15 мм от кромки знака, наносимого на контейнер или железнодорожное транспортное средство.

Условный номер ВМ наносится в равностороннем треугольнике, расположенном под знаком опасности. Длина стороны треугольника должна быть не менее 50, 80 или 150 мм при нанесении его на грузовую единицу и не менее 250 мм - при нанесении условного номера на контейнер и железнодорожное транспортное средство.

Рамка, наносимая черным цветом, должна располагаться на расстоянии 5 мм от кромки треугольника при стороне 50 или 80 мм и 15 мм при стороне треугольника 150 или 200 мм.

Высота цифр условного номера ВМ должна быть 50 мм при стороне треугольника 150 или 200 мм. При небольших размерах грузовых мест размер стороны треугольника условного номера ВМ допускается уменьшать до 25 мм, а высоту цифр, определяющих условный номер груза - до 10 мм.

3.2.4. Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза, наносится на:
упаковку и (или) транспортный пакет - на контрастном фоне или ярлыке рядом с
манипуляционными знаками по ГОСТ 14192-77 (раздел 3 Правил перевозок грузов);
контейнер - на дверь, боковые стенки и, если позволяет конструкция, на крышу;
железнодорожное транспортное средство - в центре обеих дверей так, чтобы она была видна персоналу при проведении погрузочно-разгрузочных, маневровых, аварийно-восстановительных работ.

Допускается совмещение маркировки, характеризующей транспортную опасность, с транспортной маркировкой и маркировкой, характеризующей продукцию, на одном ярлыке. При этом размер ярлыка возрастает на величину, кратную числу знаков.

Способы и материалы для нанесения маркировки используются в соответствии с ГОСТ 14192-77.

маркировка взрывоопасных материалов

Рис. 3. Форма и содержание ярлыка опасности:

1 - знак опасности; 2 - условный номер; 3 - номер ООН.

На крупногабаритную тару, контейнер и железнодорожное транспортное средство должен быть прикреплен съемный ярлык опасности, с нанесением на него знака опасности, с указанием в нем номера аварийной карточки и условного номера ВМ в треугольнике (рис.3,а) или номера ООН в прямоугольнике (рис.3,б), который после разгрузки удаляется грузополучателем. Место крепления съемного ярлыка - согласно Приложению 6.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

3.3.1. Грузополучатель не позднее чем за три дня до начала декады обязан подать начальнику отделения дороги через начальника станции, а грузоотправители МО - военному коменданту железнодорожного участка и станции, декадную заявку на погрузку с разбивкой по дням декады по форме Приложения 15.

Грузоотправители МВД и службы безопасности представляют заявки в ОСП МВД.

3.3.2. Уведомление о подаче вагонов под погрузку ВМ производится в порядке, установленном Правилами перевозок грузов.

О подаче подвижного состава под погрузку ВМ Министерства обороны железнодорожная станция обязана уведомить также военного коменданта железнодорожного участка и станции; а по грузам МВД и службы безопасности - ОСП МВД.

3.3.3. Грузоотправитель не позднее чем за 24 ч до начала погрузки должен предъявить станции отправления накладную или комплект перевозочных документов на ВМ, заполненные в соответствии с Правилами перевозок грузов (раздел 6) и настоящими Правилами.

При перевозке взрывоопасных материалов повагонными отправками и мелкими партиями составляется
накладная формы ГУ-27 или комплект перевозочных документов на каждый вагон и партию отдельно.

При отправлении ВМ воинскими транспортами, а также группами вагонов в сопровождении специалистов или охраны грузоотправителя (грузополучателя) составляется одна накладная формы ГУ-27 на весь транспорт или группу вагонов, сопровождаемых специалистами или охраной.

3.3.4. Разрешение на погрузку ВМ и на завоз их на специально выделенные места станций (для грузов МО, МВД и службы безопасности), включенных в Перечень железнодорожных станций (Приложение 16), дается начальником станции, а при его отсутствии - заместителем начальника станции. О разрешении на погрузку делается отметка в соответствующей графе накладной с указанием даты погрузки, времени завоза, начала и окончания погрузочных операций. При этом время завоза грузов МО согласовывается и с военным комендантом железнодорожного участка и станции, а грузов МВД и службы безопасности - с ОСП МВД.

3.3.5. При оформлении перевозочных документов на перевозку ВМ в графе "Наименование груза" накладной грузоотправитель должен указать условный номер этого груза по форме: "Взрывчатый материал ..., классификационный шифр груза, номер аварийной карточки" согласно табл.П.10.2. В случаях когда перевозка осуществляется согласно табл.П.10.1, в этой графе указывается номер ООН, транспортное наименование груза, классификационный шифр, номер аварийной карточки.

При заполнении накладной на перевозку ВМ в верхней части ее лицевой стороны грузоотправитель обязан проставить штемпели красного цвета: "ВМ", "Прикрытие" - в соответствии с п.3.6.8, а также штемпели:
а) "Не спускать с горки" - при наличии этого требования в табл. П.10.1 и П.10.2;
б) "Выключить тормоз" - для вагонов с ВМ, перевозка которых в соответствии с
настоящими Правилами должна осуществляться с выключенными автотормозами, а также
при совместной перевозке таких ВМ в одном вагоне с грузами, не требующими выключения
автотормозов;
в) "Секция. Не расцеплять" - при перевозке ВМ в секциях (схемах) согласно п.3.6.4;
г) "В сопровождении специалиста", "Охрана МО", "Охрана грузоотправителя", "Охрана МВД" - при перевозке груза соответственно в сопровождении специалиста, воинского караула, наряда военизированной охраны грузоотправителя (грузополучателя) или МВД. При следовании груза одновременно в сопровождении специалистов и воинского караула (охраны грузоотправителя) проставляются оба штемпеля.

В графе "Наименование груза" накладной должны быть указаны фамилия, имя, отчество начальника караула, наряда военизированной охраны грузоотправителя (грузополучателя) или МВД, а при сопровождении ВМ специалистом указывается, кроме того, номер его паспорта или другого, выданного взамен паспорта, документа, удостоверяющего личность, и командировочного удостоверения;
д) "Охрана ж. д." - для ВМ, перевозка которых в соответствии с п.3.9.3 должна осуществляться в сопровождении военизированной охраны железной дороги;
е) При перевозке ВМ условных номеров 119, 126, 137, 141, 179, 182 на всех перевозочных документах вместо штемпеля "ВМ" грузоотправитель обязан поставить штемпель красного цвета: "Особо опасно, ВМ N ...".

На основании отметок и штемпелей, проставленных в накладной грузоотправителем, работники станции проставляют аналогичные отметки и штемпели в перевозочные документы, оформляемые железной дорогой.

При перевозке мелких партий ВМ в одном вагоне с частичной выгрузкой его в пути следования штемпели, предусмотренные настоящим пунктом Правил, проставляются на каждой накладной соответственно грузу, предъявляемому к транспортированию по данному документу.

При наличии приборов печного отопления в вагонах с караулами или специалистами, сопровождающими ВМ, грузоотправитель в накладной в графе "Наименование груза" или в графе "Примечание" при заполнении накладной формы ГУ-27е (против соответствующего номера вагона) обязан сделать отметку: "С печным отоплением".

При перевозке ВМ с перегрузкой в пути следования из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи перевозочные документы составляются грузоотправителем только до пункта перегрузки, где предъявляются новые накладные на перевозку ВМ до конечной станции назначения.

3.3.6. Грузоотправители или работники организаций, ответственные за погрузку, размещение и крепление ВМ на подвижном составе обязаны сделать запись в графе 1 оборотной стороны накладной, заверив ее своей подписью с указанием должности и фамилии в порядке, установленном в гл. 1 раздела I и разделе III Технических условий погрузки и крепления грузов.

К накладной должна быть приложена декларация.

Декларация

Настоящим удостоверяю, что содержимое партии груза, предъявляемое к перевозке по данной накладной, в полной мере соответствует указанным в ней: наименованию, массе, надлежащим образом классифицировано, упаковано, маркировано, снабжено знаками опасности, размещено, закреплено и во всех отношениях находится в должном состоянии для перевозки железнодорожным транспортом в соответствии с Правилами перевозок ВМ.

Декларация подписывается ответственными за погрузку ВМ представителями грузоотправителя.

3.3.7. При перевозке ВМ транспортами, а также группами вагонов в сопровождении специалистов или охраны грузоотправителя (грузополучателя) станция отправления составляет вагонный лист и дорожную ведомость формы ГУ-29а в соответствии с Правилами перевозок грузов (раздел 6). Работники станции, оформляющие перевозочные документы, проставляют в соответствующие графы вагонного листа и оборотной стороны дорожной ведомости указанные грузоотправителем в накладной штемпели и отметки, предусмотренные в п.3.3.5 настоящих Правил.

При этом штемпель "Взрывоопасные материалы", а также штемпели, предусмотренные п. 3.3.5, и отметки о способах тушения загоревшихся ВМ проставляются в графе "Штемпели о категории опасности" дорожной ведомости. Штемпели "Не спускать с горки" и "Секция. Не расцеплять", а также отметку "С печным отоплением" проставляют в графе "Примечание" перечня вагонов, следующих по данной дорожной ведомости.

При перевозке в соответствии с п.3.1.13 мелких партий ВМ с частичной выгрузкой их в пути следования перевозочные документы станцией приема ВМ к перевозке, а в последующем - станцией частичной выгрузки ВМ помещаются в пакет, склеиваемый из дорожной ведомости на груз, следующий на первую по пути следования станцию назначения груза. На оборотную сторону этой дорожной ведомости переносятся штемпели и отметки, проставленные грузоотправителем в соответствии с п.3.3.5. На дорожные ведомости на грузы, следующие в этом вагоне до других станций назначения, штемпели и отметки переносятся только в том случае, когда ведомости используются для конвертования документов. Вагонный лист остается на первой станции частичной выгрузки ВМ, которая после выгрузки (погрузки) ВМ должна составить новый вагонный лист.

3.3.8. Начальник станции, его заместитель или заведующий товарной конторой должны проверить в каждом случае правильность оформления перевозочных документов (накладной, декларации, дорожной ведомости и вагонного листа) на Взрывоопасные материалы и соответствие их настоящим Правилам.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

3.4.1. Погрузка Взрывоопасных материалов должна производиться в исправные и чистые вагоны, которым до очередного периодического ремонта остается не менее 15 сут., оборудованные роликовыми
колесными парами и композиционными тормозными колодками, имеющими толщину не менее 30 мм.

Допускается использовать для перевозки Взрывоопасных материалов вагоны, имеющие переходные площадки или стояночные ручные тормоза в случае сопровождения их военизированной охраной
железной дороги.

3.4.2. При перевозке Взрывоопасных материалов с последующей перестановкой на колею 1435 мм железная дорога по заявке грузоотправителя обязана предоставить вагоны, годные для перестановки.

3.4.3. Запрещается погрузка Взрывоопасных материалов в вагоны без технического осмотра, а также без осмотра в коммерческом отношении и признания их годными под перевозку этих грузов.

Осмотр вагонов осуществляется в порожнем состоянии в день начала погрузки.

Техническое обслуживание вагонов железных дорог и определение пригодности их в техническом отношении под перевозку этих грузов осуществляется в установленном порядке работниками вагонного хозяйства железных дорог.

Технический осмотр и определение пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозных и ударно-тяговых устройств подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям (грузополучателям) или арендованного ими, производятся работниками вагонного хозяйства железных дорог по заявке грузоотправителя, подаваемой начальнику станции письменно или регистрируемой телефонограммой.

Техническое состояние и пригодность под перевозку Взрывоопасных материалов кузовов этих вагонов (пола, обшивки стен, крыши, дверей, крышек люков), плотность прилегания крышек, а также чистоту и состояние всего наружного и внутреннего оборудования определяет грузоотправитель.

3.4.4. Учет предъявления к техническому осмотру вагонов, подаваемых под погрузку ВМ, в том числе и вагонов, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям) или арендованных ими, производится в отдельной книге формы ВУ-14.

Об осмотре вагонов и определении пригодности их в техническом отношении для перевозки Взрывоопасных материалов работники, производившие осмотр, должны сделать в этой книге соответствующие записи с указанием дополнительных данных о включении или выключении автотормозов, а также данных о дате и месте последнего периодического ремонта и удостоверить эти записи своей подписью.

3.4.5. Пригодность вагонов для перевозки Взрывоопасных материалов в коммерческом отношении определяется грузоотправителем.

Очистка и промывка подвижного состава, принадлежащего грузоотправителям (грузополучателям) или арендованного ими, а также вагонов железных дорог после выгрузки производится средствами грузополучателя (грузоотправителя) ВМ.27

3.4.6. Перед погрузкой Взрывоопасных материалов грузоотправитель обязан заделать щели и просветы в дверных и люковых проемах крытых вагонов в порядке, предусмотренном в Приложении 8.

Боковые и потолочные люки таких вагонов предварительно плотно закрываются и закрепляются изнутри проволокой и бруском в соответствии с требованиями раздела III Технических условий погрузки и крепления грузов.

3.4.7. При перевозке ВМ автотормоза у вагонов должны быть выключены, если такое указание имеется в Перечне (см. примечания к табл. П.10.1 и П.10.2). Перед подачей вагонов под погрузку этих Взрывоопасных материалов осмотрщик вагонов обязан перекрыть разобщительный кран, закрепить его в таком положении проволокой и опломбировать.

Выключение автотормозов у указанных вагонов после их загрузки производится на сдаточном пути в порядке, установленном инструкцией по обслуживанию подъездного пути.

На станциях, где согласно техническо-распорядительному акту станции (далее - ТРА станции) маневры производятся только с включенными тормозами, у отправляемых со станции вагонов с ВМ тормоза выключаются после их постановки в состав отправляемого поезда и включения тормозов в этом поезде.

У прибывших на станцию вагонов тормоза должны быть включены до их отцепки от поезда.

3.4.8. Порядок выключения автотормозов, извещения работников службы вагонного хозяйства о необходимости их выключения, а также дополнительные меры безопасности при производстве маневровой работы с такими вагонами на подъездных путях, обслуживаемых локомотивами железной дороги, устанавливается местной инструкцией, разрабатываемой в соответствии с п.3.6.18 и утверждаемой начальником отделения дороги.

3.4.9. Порядок подготовки и технического обслуживания вагонов, подаваемых под погрузку Взрывоопасных материалов на станциях, на которых осмотрщиков вагонов не имеется, а также при
выполнении сдвоенных операций устанавливается начальником дороги по каждому пункту погрузки Взрывоопасных материалов.

3.4.10. При перевозке ВМ в цельнометаллическом специализированном вагоне грузоотправителя (грузополучателя), имеющем помещение для сопровождающих и воинского караула (наряда), разрешается следование их в этом вагоне независимо от вида загруженного в него Взрывоопасных материалов. Указанное помещение должно быть оборудовано приборами отопления, исключающими выброс искр в атмосферу и, обеспечивающими автоматическое выключение приборов, имеющих электрическое отопление при их неисправности, а также снабжено средствами пожаротушения по нормам, установленным грузоотправителем (грузополучателем). Конструкция приборов отопления и место их установки должны быть согласованы с органами управления военизированной охраной и вагонным хозяйством железнодорожной администрации. При этом предусмотренная п.3.3.5 отметка в
перевозочных документах о наличии в вагоне печного отопления не производится.

Грузоотправитель обязан проверить перед погрузкой наличие и исправность указанных приборов и средств.

Электрооборудование специализированных вагонов для перевозки ВМ должно быть во взрывобезопасном исполнении.

Следование воинских караулов (нарядов) и сопровождающих специалистов в вагоне, загруженном ВМ, не допускается. Для размещения специалистов, воинских караулов (нарядов) и охраны грузоотправителя при таких перевозках железной дорогой в счет плана грузоотправителя предоставляется крытый четырехосный вагон, по возможности с переходной площадкой. Такие вагоны должны оборудоваться железной дорогой:
для размещения воинских караулов (нарядов) МО, МВД, службы безопасности - по нормам, установленным "Инструкцией по изготовлению, эксплуатации, учету и хранению съемного воинского оборудования на железных дорогах", утверждаемой железнодорожной администрацией;
для размещения специалистов или охраны грузоотправителя (грузополучателя), а также нарядов милиции - печью и печным оборудованием в отопительный период года. Начало и окончание отопительного периода устанавливаются железнодорожной администрацией.

Для размещения охраны и сопровождающих специалистов могут использоваться вагоны, принадлежащие грузоотправителю (грузополучателю) и оборудуемые им, освидетельствованные санэпидстанцией о пригодности перевозки людей и служебных животных, или цельнометаллический пассажирский вагон, оборудованный грузоотправителем (грузополучателем).

3.4.11. Грузоотправители при отгрузке Взрывоопасных материалов в специализированных, собственных или находящихся в аренде вагонах, контейнерах перед каждой погрузкой должны предъявлять работникам станции и вагонного депо свидетельства о технической исправности вагонов и контейнеров, включая их оборудование, гарантирующее безопасность перевозки конкретного взрывчатого материала.

Номер свидетельства работники вагонного хозяйства проставляют в книге ВУ-14, а грузоотправитель на оборотной стороне накладной в графе 4 должен произвести отметку:
"Вагон в техническом и коммерческом отношении и оборудование его исправны и соответствуют установленным требованиям".

Форма свидетельства следующая:
СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ КУЗОВА ВАГОНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
Настоящее свидетельство подтверждает, что вагон ______________
по техническому состоянию кузова вагона (включая оборудование)
гарантирует безопасную перевозку _________________________________
(наименование перевозимого груза)
Срок действия свидетельства до _______________________________
Место печати
Начальник службы, цеха (ответственный за обслуживание вагонов)

3.4.12. При составлении актов технического осмотра на новые собственные специализированные вагоны для Взрывоопасных материалов и признании их годными для эксплуатации на путях железных дорог работники вагонной службы проверяют наличие сертификата на соответствие конструкции и технического исполнения вагона.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

3.5.1. Погрузка (выгрузка) ВМ должна производиться только на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям) или арендованных ими и имеющих соответствующие склады и другие обустройства, обеспечивающие своевременную погрузку или выгрузку указанных грузов и безопасность работ.

Требования настоящего пункта не распространяются на перегрузку ВМ на пограничных станциях и станциях перехода дорог колеи 1520 мм и узкой колеи.

3.5.2. Погрузка и выгрузка ВМ, принадлежащих министерствам обороны, внутренних дел, службе безопасности (кроме грузов под условными номерами 101, 115, 119, 121, 125, 126, 128, 130, 133, 134, 137, 141, 143, 148, 150, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 180, 182, 199, 301, 320), может производиться также на специально выделенных открытых площадках железнодорожных станций, перечень которых объявляет Дирекция Совета по железнодорожному транспорту по представлению железнодорожных администраций.29

Общие требования к местам и механизмам для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ изложены в Приложении 12.

3.5.3. Погрузка и выгрузка вагонов с ВМ на подъездных путях предприятий, учреждений, организаций, а также на специально выделенных открытых площадках железнодорожных станций производится круглосуточно силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 12.

Порядок подачи и уборки вагонов на подъездные пути предприятий, учреждений, организаций устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, а при обслуживании его локомотивом железной дороги - договором на подачу и уборку вагонов.

3.5.4. Погрузка и выгрузка ВМ должны производиться под руководством специально выделенного ответственного представителя грузоотправителя или грузополучателя в присутствии представителя пожарной охраны отделения дороги.

При этом указанный представитель грузоотправителя или грузополучателя обеспечивает организацию завоза и вывоза ВМ со специально выделенных открытых площадок железнодорожных станций; правильность погрузки, размещения и крепления ВМ в вагонах согласно утвержденным способам (схемам), местным или сетевым Техническим условиям погрузки и крепления грузов, а также правильность специального укрытия ВМ на открытом подвижном составе; выполнение условий совместной погрузки ВМ и соблюдение мер безопасности при погрузочно-разгрузочных работах; охрану ВМ до момента передачи груженого вагона железной дороге или с момента приема от дороги вагона, прибывшего под выгрузку.

При погрузке и выгрузке на специально выделенных открытых площадках железнодорожных станций вагонов с ВМ, принадлежащих министерствам обороны, внутренних дел, службе безопасности, грузоотправители (грузополучатели) до начала работ обязаны сообщить начальнику станции фамилию и должность лица, ответственного за обеспечение безопасности производства работ.

3.5.5. Грузоотправитель обязан заблаговременно подготовить к перевозке ВМ специальное оборудование вагонов, а также материалы для крепления ВМ и подготовки вагонов (доски, стойки и перегородки, щиты, решетки, мягкий подстилочный материал, войлок, брезент, крафт-бумагу, клей и др.).

3.5.6. До сдачи ВМ к отправлению, а также в процессе погрузки ВМ все грузовые места должны тщательно осматриваться грузоотправителем с целью проверки правильности упаковки, качества тары, наличия маркировки и правильности указания на Взрывчатые материалы и в перевозочных документах условного номера ВМ (номера ООН) и массы груза, целости пломб и печатей, если груз опломбирован.

Все обнаруженные дефекты и неисправности, а также повреждения тары в процессе погрузки, выгрузки должны быть устранены в специально отведенных местах в возможно короткий срок.

Если при погрузке ВМ, указанных в п.3.5.2 выявляются грузовые места, дефекты которых не могут быть устранены до погрузки, а также в случае россыпи, разлива, они не допускаются к перевозке и должны быть немедленно вывезены грузоотправителем с территории станции, в соответствии с предписаниями аварийной карточки на ВМ.

3.5.7. Завоз ВМ к месту погрузки производится в сроки, установленные начальником станции или его заместителем в соответствии с п.3.3.4.

До завоза ВМ на станцию ответственный представитель грузоотправителя, выделенный согласно п.3.5.4 для руководства указанными работами, должен получить от начальника станции, а при его отсутствии от заместителя начальника станции подтверждение о возможности и точном времени завоза ВМ в указанные сроки.

Такое подтверждение начальником станции или его заместителем может быть дано при условии обязательного обеспечения подвижным составом всей намеченной к отправлению партии груза.

Завоз груза на станцию ранее указанного времени запрещается.

До завоза ВМ к месту погрузки грузоотправитель обязан заранее доставить необходимые при погрузке инструменты и материалы согласно требованиям п.3.5.5, а также средства для ликвидации последствий в случае повреждения грузовых мест или аварийных ситуаций.

При завозе ВМ на станцию по частям одновременно с первой партией груза должны прибыть также рабочие - грузчики (воинская команда).

3.5.8. Вагоны, загруженные ВМ не до полной вместимости или грузоподъемности, могут догружаться неопасными и нелегковоспламеняющимися грузами (кроме ВМ, указанных в п.3.1.12), следующими в адрес того же грузополучателя.

После погрузки Взрывчатые материалы прочно закрепляются в соответствии с действующими сетевыми или местными техническими условиями или чертежами (схемами) (в случае, если погрузка не предусмотрена

Техническими условиями погрузки и крепления грузов), утвержденными в установленном порядке.

Схемы размещения и крепления ВМ должны учитывать следующие общие положения:
а) грузовые места размещают равномерно по всей поверхности пола, вплотную друг к другу;
б) ящики размещают крышками вверх, бочки устанавливаются пробками вверх;
в) боеприпасы укладывают в вагоне продольной осью изделий поперек вагона; боеприпасы, которые по своим габаритам не могут быть уложены продольной осью поперек вагона, разрешается укладывать продольной осью вдоль вагона;
г) места с наиболее чувствительными к механическим воздействиям грузами должны располагаться так, чтобы их можно было загрузить в последнюю и выгрузить в первую очередь;
д) необходимо максимальное использование вместимости и грузоподъемности вагона, если нет ограничений в нормативной документации (ИД);
е) при перевозке ВМ по железной дороге с использованием паромных переправ дверные проемы в крытых вагонах на высоту штабелей должны быть ограждены деревянными дверными щитами.

При наличии в технической документации на ВМ особых указаний по количеству и способу размещения ВМ при разработке схем необходимо руководствоваться этими указаниями.

Особое внимание надлежит обращать на надежность крепления верхних рядов ВМ во избежание сдвига и падения отдельных мест при перевозке, а также на прочность крепления ВМ, перевозимого на открытом подвижном составе. Крепление ВМ в вагоне производится с большой осторожностью, с помощью инструментов, не дающих искры при работе (латунных, медных, бронзовых и т.п.); не допускаются толчки, удары и давление на тару.

3.5.9. После погрузки двери вагонов плотно закрываются, дверные накладки фиксируются запорно-пломбировочными устройствами или укрепляются проволочными закрутками с плашками, и вагон пломбируется пломбами грузоотправителя.

Вагон может быть опломбирован только после того, как ответственный руководитель погрузки удостоверится в том, что погрузка произведена согласно Техническим условиям погрузки и крепления грузов правильно, и Взрывчатые материалы надежно закреплены. При погрузке, выгрузке, опломбировании вагонов, снятий с них пломб обязательно присутствие специалиста, сопровождающего транспорт, если такое сопровождение предусмотрено настоящими Правилами.

3.5.10. О прибытии ВМ на станцию назначения, а также о подаче вагонов с ВМ под выгрузку на подъездные пути или специально выделенные места станция назначения немедленно уведомляет грузополучателя в установленном начальником станции порядке.

Грузополучатель обязан принять вагоны с ВМ не позднее чем через 2 ч с момента прибытия их на станцию.

О прибытии вагонов с ВМ, принадлежащими МО, и об их подаче под выгрузку начальник станции в установленном порядке должен поставить в известность военного коменданта железнодорожного участка и станции, а по грузам МВД и службы безопасности - ОСП МВД.

3.5.11. Грузополучатель обязан:
а) иметь постоянную связь с начальником или соответствующими работниками станции, по грузам МО, МВД и службы безопасности - с военным комендантом железнодорожного участка и станции и ОСП МВД, соответственно знать количество ВМ, следующих в его адрес, заблаговременно подготовить место и средства для выгрузки и назначить ответственного за прием ВМ;
б) к моменту подачи вагонов под выгрузку выслать рабочих - грузчиков (воинскую команду) с ответственным руководителем выгрузки, которые должны обеспечить выгрузку ВМ в установленные сроки и их охрану;
в) вывезти Взрывчатые материалы со станции в течение 12 ч с момента подачи вагонов под выгрузку;
г) при частичной выгрузке оставшаяся часть ВМ должна быть надежно закреплена от развала в освободившееся пространство по ярусам и по всей высоте погрузки одновременно щитами и распорными брусками согласно требованиям гл. 1 раздела 1 Технических условий погрузки и крепления грузов.

3.5.12. Начальник станции, а по грузам МО и военный комендант железнодорожного участка и станции обязаны следить за своевременной погрузкой, выгрузкой и вывозом ВМ.

3.5.13. Количество вагонов, подаваемых под погрузку или выгрузку на специально выделенные места станций, не должно превышать вместимости пути или фронта погрузки (выгрузки). Остальные вагоны с ВМ из состава транспорта должны находиться на путях, предусмотренных ТРА станции с учетом требований, изложенных в Приложении 12 (п. 1).

Если путевые устройства станции допускают возможность производства указанных работ в двух и более пунктах, то погрузка, выгрузка или перегрузка могут производиться в этих пунктах одновременно при условии расположения их друг от друга на расстоянии не менее 125 м.

3.5.14. При перегрузке ВМ из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи разрешается перегружать одновременно весь транспорт (группу вагонов) на одном перегрузочном месте при условии производства этих работ на специальных путях, удаленных от жилых строений, станционных зданий и других сооружений, а также от главных и станционных путей на расстояние не менее чем 200 м.

3.5.15. Перегрузка ВМ из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи производится грузоотправителями (грузополучателями).

3.5.16. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются специально обученные и прошедшие медицинское освидетельствование лица - представители грузоотправителя (грузополучателя).

Перед началом погрузки, выгрузки лица, назначенные для ее выполнения, должны быть проинструктированы и проверены руководителем работ в знании правил техники безопасности.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ должны соблюдаться условия и меры пожарной безопасности, указанные в параграфе 3.11 настоящих Правил и других нормативных документах.