Максим Соколов

Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил с докладом на шестом международном транспортном форуме "Транспорт России". Тема доклада была: "Обновление Транспортной стратегии: доступность, мобильность, качество".

Транспортная стратегия, подчеркнул министр Максим Соколов, является основным стратегическим документом, который определяет направления развития всего транспортного комплекса России. Действующая редакция Транспортной стратегии разработана в 2008 году - и она уже не удовлетворяет реалиям нового времени.

Как заявил Максим Соколов, многие проблемы транспортной системы России не решены и создают новые проблемы. Имеются высокие риски гибели населения в дорожно-транспортных происшествиях. Увеличивается негативное влияние транспорта на экологию окружающей среды. Транспортная система России не имеет резервов для долговременной устойчивости из-за хронического недофинансирования, в частности, финансирование железнодорожной отрасли значительно ниже уровня, чем это необходимо. В связи с этим ухудшается техническое обслуживание объектов инфраструктуры и локомотивного парка. Растёт количество участков железных дорог с низкими пропускными способностями - сегодня их 6 тыс. км, а к 2015 году может их быть более 13 тыс. км. Не завершено строительство опорной сети федеральных автомобильных дорог.

Транспортно-логистическая система России продолжает быть в целом недоразвитой. Масштабы использования контейнерных перевозок отстают от сопоставимых зарубежных аналогов. Не получила развития и распространения практика контрейлерных перевозок. А в новых экономических условиях России необходимо выполнить все требования своего членства в ВТО и создать единое международное экономическое пространство.

В новой редакции Транспортной стратегии размер Федерального дорожного фонда составит в 2013 году 450 млрд. рублей и увеличится по сравнению с текущим годом (414,4 млрд. рублей) на 10 процентов.

Основной из поставленных целей Транспортной стратегии является формирование единого транспортного пространства России. Планируется переход к полноценной сетевой структуре железных и автомобильных дорог и полицентрической модели пространственного развития страны. Будут формироваться выделенные инфраструктуры скоростных железнодорожных линий (9000 км) и высокоскоростных железнодорожных магистралей (3500 км), которые позволят повысить мобильность населения, высвободить занятые сегодня резервы грузовых линий и ускорить контейнерные перевозки. В автодорожном комплексе планируется формирование разумного баланса между потенциалом дорожной сети и ростом автомобильного парка, прежде всего, в крупных городах. Важнейшая инициатива министерства транспорта – активизация использования внутренних водных путей посредством перехода части сезонного грузопотока с автомобильного и железнодорожного транспорта на внутренний водный транспорт.

По плану новой Транспортной стратегии будут реализованы масштабные проекты, в частности, модернизация БАМа и Транссиба, строительство железнодорожной инфраструктуры с образованием Северного широтного хода, дальнейшее развитие Северного морского пути.

Широкомасштабное внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в сфере транспорта обеспечит:
- интеграцию в мировое транспортное пространство;
-повысит качество навигационно-информационного обеспечения транспортного комплекса, доступность и конкурентоспособность транспортных услуг и уровень инвестиционной привлекательности транспортной отрасли;
- сформирует национальную платформу интеллектуальных транспортных систем;
- повысит уровень безопасности на транспорте и эффективность управления транспортными потоками.

Итогами реализации новой Транспортной стратегии станут:
- среднесуточные объемы перевозок пассажиров возрастут в 1,7 раза, грузов – в 2 раза, доля времени движения товаров автомобильным транспортом в пути увеличится до 16-ти -20-ти часов в сутки;
- повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта и увеличение рентабельности;
- уменьшится на 30 процентов уровень энергоемкости транспорта; - увеличится проезд автотранспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонны по автомобильным дорогам, входящим в состав международных транспортных коридоров на всем их протяжении