Содержание материала

13 Размещаемые в вагонах грузы одной или несколькими группами размещают симметрично относительно продольной плоскости симметрии вагона (рисунки 14 -23). Грузы устанавливают вплотную друг к другу.

ГрузыГрузы



Рисунок 14 Рисунок 15

1,2 – брусок упорный 1 – брусок упорный; 2 – брусок

распорный; 3 – стойка короткая



Грузы Грузы

Рисунок 16 Рисунок 17

1 – брусок упорный; 1 – брусок упорный;

2 – брусок распорный; 2,3,4 – брусок распорный;



3 – стойка короткая; 4 – обвязка 5– стойка короткая; 6 – обвязка

ГрузыГрузы

Рисунок 18 Рисунок 19

1 – брусок упорный; 2 – растяжка; 1 – брусок упорный; 2 – растяжка;

3 – обвязка; 4 – стойка короткая 3 – обвязка; 4 – стойка корокая

Грузы Грузы

Рисунок 20 Рисунок 21

1 – упорный брус; 2 – распорный брус; 1 - упорный брус; 2, 3 – обвязки;

3 – распорная рама

ГрузыГрузы

Рисунок 22 Рисунок 23

1 – брус упорный; 2 – рама распорная; 1 брус упорный; 2 – брус распорный;

3 – обвязка 3 - обвязка

 

14 Необходимое количество элементов крепления грузов (упорных и распорных брусков, проволочных растяжек и обвязок, гвоздей) определяют с учетом несущей способности отдельного элемента крепления.

Под несущей способностью элемента крепления понимается масса грузов, удерживаемых от смещения этим элементом крепления.

Нормативные значения несущей способности элементов крепления грузов, включая торцевые борта платформ, приведены в таблицах 4 – 11 в зависимости от суммарной массы груза в вагоне и типа крепления.

Суммарная несущая способность всех элементов крепления, закрепляющих группу грузов в вагоне, должна быть больше или равна общей массе груза в группе.

При оценке несущей способности наклонной обвязки (рисунок 12) она принимается за две растяжки.

 

Таблица 4 - Масса груза, удерживаемого торцовым бортом платформы, т

 

Общая масса груза в вагоне, тс

Состояние торцового борта платформы

 

не подкреплен стойками

подкреплен короткими

деревянными стойками

До 10 вкл.

2,5

6,2

Свыше 10 до 30 вкл.

2,8

7,1

Свыше 30 до 40 вкл.

33

8,3

Свыше 40 до 50 вкл.

4,0

10,0

Свыше 50

4,0

11,1

 

Примечание. Данные таблицы использовать только при размещении грузов, относящихся к настоящей главе

 

Таблица 5 - Масса груза, удерживаемого одним упорным бруском, прибитым к полу вагона гвоздями, т *)

 

Общая масса груза в вагоне, т

Количество гвоздей на брусок **)

Минимальная длина бруска, мм

 

2(4)

270

4(8)

500

(14)

750

10(20)

1000

12(241250

15(30

1500

18(36)

1750

20(40)

2000

23(46

2500

26(52)

2500

28(56)

2700

до 10 вкл. ***)

0,27

0,54

0,54 1,08

0,95

1,90

1,35

2,70

1,62 3,24

2,13

4,26

2,43

4,86

2,70

5,40

3,10

6,2

3,51

7,02

3,78

7,56

св. 10 до 30 вкл.

 

0,31

0,62

0,62 1,24

1,09 2,18

1,54

3,08

1,85 3,70

2,43

4,86

2,78

5,56

3,09

6,18

3,54

7,08

4,01

8,02

4,32

8,64

св. 30 до 40 вкл.

 

0,36 0,72

0,72 1,44

1,27 2,54

1,80

3,60

2,16

4,32

2,84

5,68

3,24

6,48

3,60

7,20

4,13

8,26

4,68

9,36

5,04

10,08

св. 40 до 50 вкл.

 

0,43

0,86

0,86 1,72

1,52 3,04

2,16

4,32

2,59 5,18

3,41

6,82

3,89

7,78

4,32

8,64

4,96

9,92

5,62 11,24

6,05 12,10

Свыше 50

 

0,48 0,96

0,96 1,92

1,69 3,38

2,40

4,80

2,88 5,76

3,79

7,58

4,32

8,64

4,80

9,6

5,51 11,00

6,24 12,48

6,72 13,44

*) данные таблицы относятся к гвоздям диаметром 6 мм., при использовании гвоздей диаметром 5 мм массу груза принимать на 25 % меньше

**) в скобках – количество забиваемых в брусок гвоздей в два ряда

***) в числителе для однорядной забивке гвоздей, знаменателе - двухрядной

Таблица 6 - Масса груза, т, закрепляемого одной растяжкой (общая масса груза в вагоне, т, Qгро 10)

Угол между растяжкой и полом вагона, град*)

Угол между проекцией растяжки на пол вагона и продольной осью вагона

 

30 *)

45 *)

60 *)

Количество нитей в растяжке при использовании проволоки диам. 6 мм

 

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

15

1.04

2.08

3.13

4.16

0.88

1.75

2.63

3.50

0.65

1.30

1.95

2.6

30

1.05

2.10

3.15

4.21

0.90

1.80

2.70

3.60

0.70

1.40

2.10

2.81

45

0.99

1.98

2.93

3.96

0.86

1.73

2.60

3.48

0.70

1.41

2.11

2.83

60

0.86

1.72

2.59

3.44

0.78

1.56

2.34

3.12

0.66

1.32

1.98

2.64

*) для промежуточных значений углов массу груза принимать, исходя из результатов линейной интерполяции

 

Таблица 7 - Масса груза, т, закрепляемого одной растяжкой (общая масса груза в вагоне, т, 10< Qгро  20)

Угол

Между

Растя-

жкой и

полом

вагона

град*)

Угол между проекцией растяжки на пол вагона и

продольной осью вагона

 

 

30 *)

 

45 *)

 

60 *)

Количество нитей в растяжке при использовании проволоки диам. 6 мм

 

 

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

15

1.19

2.37

3.57

4.76

1.08

2.00

3.00

4.00

0.74

1.49

2.23

2.97

30

1.20

2.40

3.60

4.8

1.03

2.06

3.09

4.11

0.80

1.60

2.40

3.21

45

1.13

2.23

3.39

4.53

0.99

1.98

2.97

3.97

0.80

1.61

2.41

3.23

60

0.99

1.98

2.97

3.95

0.89

1.78

2.66

3.56

0.76

1.52

2.27

3.04

*) для промежуточных значений углов массу груза принимать, исходя из результатов линейной интерполяции

 

Таблица 8- Масса груза, т, закрепляемого одной растяжкой (общая масса груза в вагоне, т, 20 < Qгро 30)

Угол

Между

Растя-

жкой и

полом

вагона,

град*

Угол между проекцией растяжки на пол вагона и

продольной осью вагона

 

30 *)

45 *)

60 *)

Количество нитей в растяжке при использовании проволоки диам. 6 мм

 

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

15

1.38

2.77

4.17

5.55

1.17

2.33

3.60

4.67

0.87

1.73

2.60

3.47

30

1.40

2.88

4.20

5.61

1.20

2.40

3.60

4.80

0.93

1.87

2.80

3.75

45

1.32

2.63

3.90

5.28

1.15

2.30

3.47

4.63

0.93

1.88

2.82

3.77

60

1.15

2.30

3.45

4.60

1.03

2.06

3.10

4.13

0.88

1.76

2.65

3.53

*) для промежуточных значений углов массу груза принимать, исходя из результатов линейной интерполяции

 

Таблица 9 - Масса груза, т, закрепляемого одной растяжкой (общая масса груза в вагоне, т 30 < Qгро  40)

Угол

Между

Растя-

жкой и

полом

вагона,

град*

Угол между проекцией растяжки на пол вагона и

продольной осью вагона

 

30 *)

45 *)

60 *)

Количество нитей в растяжке при использовании проволоки диам. 6 мм

 

 

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

15

1.66

3.32

5.00

6.66

1.40

2.80

4.20

5.60

1.04

2.08

3.12

4.16

30

1.68

3.36

5.04

6.74

1.44

2.88

4.32

5.76

1.12

2.24

3.36

4.50

45

1.58

3.16

4.68

6.34

1.38

2.76

4.26

5.56

1.12

2.26

3.38

4.52

60

1.38

2.76

4.14

5.52

1.24

2.48

3.72

4.96

1.06

2.12

3.18

4.24

*) для промежуточных значений углов массу груза принимать, исходя из результатов линейной интерполяции

Таблица 10 - Масса груза, т, закрепляемого одной растяжкой (общая масса груза в вагоне, т 40 < Qгро 50)

Угол

Между

Растя-

жкой и

полом

вагона,

град*

Угол между проекцией растяжки на пол вагона и

продольной осью вагона

 

30 *)

45 *)

60 *)

Количество нитей в растяжке при использовании проволоки диам. 6 мм

 

 

2

4

6

8

2

4

6

8

2

4

6

8

15

2.07

4.14

6.24

8.28

1.75

3.49

5.24

7.00

1.30

2.60

3.90

5.20

30

2.09

4.18

6.27

8.36

1.80

3.60

5.40

7.20

1.41

2.82

4.23

5.64

45

1.97

3.94

5.91

7.88

1.72

3.44

5.16

6.88

1.41

2.82

4.24

5.64

60

1.72

3.44

5.16

6.88

1.55

3.10

4.65

6.20

1.32

2.64

3.96

5.28

*) для промежуточных значений углов массу груза принимать, исходя из результатов линейной интерполяции

 

Таблица 11 - Масса груза, т, закрепляемого одной проволочной обвязкой

Количес-

Тво нитей

Проволоки

в обвязке

Угол накло-

на обвязки

к полу вагона

, град **)

Общая масса груза в вагоне, т *)

 

 

менее

10

от 10

до 20

от 20

до 30

от 30

до 40

свыше

40

 

45

0.63

0.71

0.83

1,00

1.11

2

60

0.76

0.87

1.02

1.22

1.36

 

75

0.85

0.97

1.13

1.36

1.51

 

90

0.89

1.02

1.18

1.42

1.58

 

45

1.25

1.43

1.67

2.00

2.22

4

60

1.54

1.76

2.05

2.46

2.73

 

75

1.71

1.96

2.28

2.74

3.04

 

90

1.78

2.03

2.37

2.90

3.16

 

45

1.88

2.14

2.50

3.00

3.33

6

60

2.30

2.63

3.07

3.68

4.09

 

75

2.56

2.93

3.42

4.10

4.56

 

90

2.65

3.03

3.53

4.24

4.71

*) для промежуточных значений углов массу груза принимать, исходя из результатов линейной интерполяции

15 Грузы с плоской опорой, близкие по значениям габаритных размеров и массы, могут устанавливаться в вагоне в 2-3 яруса ( рисунки 22, 23).

Такие грузы размещают одной или двумя группами с передачей нагрузки на торцевой порожек через упорный брусок или распорную раму. В верхнем ярусе такие грузы размещают в один или два ряда по ширине вагона.

Каждый штабель груза крепят обвязками. Каждый отдельно стоящий груз верхнего яруса должен крепиться двумя обвязками.

16 Допускается разновысокая уплотненная погрузка из крупных, средних и таких грузов с передачей продольных нагрузок на торцевой порожек вагона ( рисунок 23).

При этом у торцевых дверей размещают более высокие и тяжелые грузы. У торцевого порожка укладывают упорные бруски на всю ширину вагона.

В остальной части вагона грузы размещают с заполнением всей ширины кузова вагона, чередуя более высокие грузы со штабелями из грузов меньших размеров, укладывая их вперевязку.

17 Пример разработки эскиза размещения и крепления грузов, погруженных в соответствии настоящей главы.

В качестве примера рассматривается погрузка восьми грузовых единиц, состоящие из пяти единиц груза и трех единицы оборудования на рамах (рисунок 24). Характеристика грузовых мест приведена на рисунке и в таблице 12.

Вначале проверяют соответствие предъявленных грузов требованиям, изложенным в пункте 3. настоящей главы.

По устойчивости от опрокидывания этим требованиям не удовлетворяют грузы позиций 2 и 5. Для перевозки этих грузов необходимо разработать чертеж погрузки и крепления.

Общая масса оставшихся грузов составляет 15,5 тонн.

При погрузке грузов одной группой длина группы составит 9500 мм, поэтому длина распорных брусков, которыми группа грузов будет упираться в торцовый борт платформы, составит: (13300-9500)/2, т.е. 1900 мм. Распорные бруски такой длины устанавливать нерационально, грузы необходимо разделить на две группы.

Расчетная схема варианта погрузки с разделением грузов на две группы представлена на рисунке 24.

Вначале определяют положение общего центра массы груза ЦМ огр относительно продольной и поперечной осей платформы и сравнивают его с допустимыми значениями, приведенными в главе 1 настоящих ТУ.

Продольное смещение общего центра массы грузов:

 

Продольное смещение общего центра массы грузов

 

Поперечное смещение ЦМ огр определяем по формуле:

 

Поперечное смещение

 

Рассчитанные смещения общего центра массы груза находятся в пределах допустимых значений (см. главу 1настоящих ТУ).

 

Таблица 12

Номер груза

Тип грузо-вого места

Масса гру-за, т

Габаритные размеры груза, мм

Координаты центра тяжести груза, мм, по

Коэффициент устойчивости груза в направлении

 

 

 

длина

Ширина

Высота

длине

l о пр

ширине

bоп

высоте

hцт

продольном

поперечном

1

2

3

4

5

6

 

7

 

8

 

Ящик

Ящик

Ящик

Ящик

Ящик

Оборудование на раме

Оборудование на раме

Оборудование на транспортной платформе

4,50

2,40

2,20

2,70

4,80

2,30

 

 

2,30

 

 

1,50

 

1800

2500

2900

2100

1600

3300

 

 

3300

 

 

1700

2600

1000

1200

1400

1600

1300

 

 

1300

 

 

1700

1500

1800

1000

1600

2000

1850

 

 

1850

 

 

1200

900

1250

1450

1050

800

1500

 

 

1500

 

 

850

1300

500

600

700

800

650

 

 

650

 

 

850

750

950

500

800

1000

1000

 

 

1000

 

 

800

1.20

1.39

2.90

1.31

0.80

1.50

 

 

1.50

 

 

1.06

3.40

1.04

2.40

1.70

1.60

1.30

 

 

1.30

 

 

2.10

 

 

смещения общего центра массы груза

 

Рисунок 24

Далее определяют положение общего центра массы платформы с грузом ЦТ о по высоте над уровнем верха головок рельсов (УГР):

 

положение общего центра массы

 

Высота общего центра массы платформы с грузом не превышает допустимого значения 2300 мм (см. подпункт 5.5 настоящей главы).

Боковая наветренная площадь грузов 1, 4, 8, 6 за вычетом высоты бокового борта платформы составляет:

 

Боковая наветренная площадь грузов

 

С учетом боковой наветренной площади платформы 13 м2 суммарная наветренная площадь вагона с грузом составляет 22,9 м2, что меньше допускаемой 50 м2 (см. пункт 3 настоящей главы).

 

Крепление грузов в продольном направлении целесообразно выполнить с использованием несущей способности торцовых бортов платформы. Согласно пункта 12 настоящей главы в этом случае в торцовые стоечные скобы устанавливают короткие деревянные стойки. Несущая способность торцового борта при общей массе груза на платформе 15,5 т принимается равной 7,1 т (см. таблицу 4).

Для крепления грузов используются распорные бруски сечением 100 х 100 мм. Количество брусков для передачи продольной нагрузки на торцовый борт платформы определяется, исходя из условия прочности упорных брусков, укладываемых у крайних грузов группы, на смятие. Согласно данных таблицы 3 для крепления группы грузов 1, 3, 4 позиций общей массой 9,4 т с каждой стороны необходимо установить не менее 3-х брусков, для группы из грузов 6, 7, 8 позиций общей массой 6,1 т - не менее 2-х брусков. Так как погрузка может производиться на платформы с дерево-металлическим настилом пола (металлический настил имеет ширину до 1200 мм и расположен по оси платформы) упорные бруски необходимо располагать по обе стороны металлического листа. Из условия симметричности для закрепления группы грузов 1, 3, 4 позиций применяются четыре бруска.

Так как торцовый борт платформы удерживает только 7,1 т массы грузов, дополнительное крепление грузов осуществляют за счет забивки гвоздей в бруски упорно-распорной конструкции между торцовыми бортом и группой грузов. Необходимое количество гвоздей определяем по таблице 6 на несущую способность 9,4 – 7,1 = 2,3 т, в расчете на один распорный брусок – 2,3/4=0,575 т. Такой несущей способности отвечает брусок, прибитый к полу платформы 4 гвоздями (см. вторую строку, второй столбец таблицы 5).

Распорные бруски в середине платформы должны обладать несущей способностью, отвечающей группе наиболее тяжелых грузов, т.е. 9,4 т. Несущая способность одного бруска должна составлять не менее 9,4/4=2,35 т. Такой несущей способности отвечает брусок, прибитый к полу платформы 20 гвоздями (см. часть таблицы 5 для случая двухрядной забивки гвоздей четвертый столбец, вторая строка). Гвозди должны забиваться в два ряда, т.к. длина распорного бруска не превышает 1200 мм.

Распорная конструкция в правой стороне платформы выполняет только функцию передачи продольной нагрузки на торцовый борт платформы, Т.к. несущая способность торцового борта 7,1 т больше суммарной массы группы из грузов 6, 7, 8, позиций следовательно, бруски распорной конструкции только фиксируются на полу вагона, при этом каждый брусок прибивают не менее, чем 4 гвоздями.

В поперечном направлении закрепляем только груз 8 позиции. Согласно общих требований с каждой стороны груза устанавливаем в распор по два распорных бруска, каждый брусок прибивается к полу вагона 2 позиция гвоздями.

Груз 8 необходимо закрепить фиксирующей обвязкой, т.к. его коэффициент запаса устойчивости от опрокидывания менее 1,25. Обвязка выполняется из проволоки диаметром 6 мм в две нити.

Разработанный эскиз погрузки и крепления грузов представлен на рисунке 25.

Пример оформления эскиза погрузки грузов по настоящей главе в соответствии с требованиями главы 1 настоящих ТУ (приложение № 5) приведен на рисунке 26.

 

эскиз погрузки 

Рисунок 25 

эскиз погрузкиРисунок 26

 

 

18 Положения настоящей главы не распространяются на условия размещения и крепления в вагонах металлопродукции (например, продукции черной металлургии в виде полуфабрикатов - блюмсов, слябов, - отливок, сортового и листового проката, труб, проволоки), железобетонных изделий, техники на гусеничном и колесном ходу, универсальных и специализированных контейнеров.